|
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Погорельский детский сад» ______________________ О.Б. Боева « » 2013 г. |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
№ .
ВОСПИТАТЕЛЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящая должностная инструкция разработана на основе Трудового Кодекса РФ; Типового положения о дошкольном образовательном учреждении; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н. Письма министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников». Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
- Воспитатель принимается на работу и освобождается – заведующим МБДОУ согласно ТК РФ. На период отпуска или временной нетрудоспособности обязанности воспитателя могут быть возложены на другого воспитателя.
- Воспитатель должен иметь среднее специальное (профессиональное) или высшее педагогическое образование.
- В своей деятельности воспитатель руководствуется:
- Конвенцией о правах ребёнка;
- Законодательными актами и ТК РФ;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Решениями Правительства РФ;
- Административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;
- Правилами и нормами охраны труда, антитеррористической и противопожарной безопасности;
- СанПиН (для дошкольных организаций);
- Программно-методической литературой по работе с дошкольниками.
- Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и другими локальными правовыми актами учреждения;
- Приказами заведующего, нормативными документами и методическими рекомендациями по вопросам профессиональной деятельности;
- Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
- Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.
- Воспитатель подчиняется руководителю образовательного учреждения, заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе.
- Воспитатель должен знать:
- Конвенцию о правах ребенка;
- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- педагогику: детскую, возрастную, социальную психологию, психологию отношений;
- индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков;
- возрастную физиологию;
- методы и формы мониторинга деятельности воспитанников;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
- методы управления образовательными системами;
- основные компетентности (профессиональные, коммуникативные, информационные, правовые);
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда, антитеррористической и пожарной безопасности;
1.8. К воспитателю предъявляются следующие квалификационные требования:
Соответствие занимаемой должности:
- умеет проектировать образовательный процесс (проектирует цели воспитания и обучения; оптимально использует УМК, методы, средства, организационные формы воспитания и обучения, различные диагностики, виды контроля; владеет нормами оценки воспитанников);
- умеет создавать условия для развития каждого воспитанника (создает комфортный микроклимат; применяет разнообразные формы организации деятельности воспитанников; организует безопасную образовательную и предметно-развивающую среду);
- имеет опыт использования одной-двух современных технологий и методик;
- ведет учебно-методическую документацию, соответствующую установленным требованиям;
- обобщает и распространяет собственный положительный опыт на уровне учреждения;
- умеет анализировать педагогическую деятельность (проводить самоанализ занятия, мероприятия; анализировать собственную деятельность и деятельность коллег; анализировать результаты учебно-методической работы и способов их достижения);
- участвует в методической работе (проводит консультации, семинары, мастер-классы, открытые показы и др. на уровне учреждения);
- добивается высокого уровня освоения детьми общеобразовательной программы (позитивная динамика);
- добивается высокого уровня освоения детьми навыков самостоятельной, игровой, предметной (в раннем возрасте) деятельности;
- добивается высокого уровня готовности детей к школе (по направлению деятельности);
- осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей;
- привлекает детей к участию в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях и т.д. на уровне образовательного учреждения;
- способствует снижению заболеваемости детей;
- организует воспитательную работу в детском коллективе (проводит разнообразные мероприятия, имеющие общественно-полезную значимость, привлекает родителей к совместной деятельности с детьми);
- умеет устанавливать эффективные взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- умеет устанавливать взаимодействия со специалистами образовательного учреждения, представителями других учреждений в процессе организации образовательных задач;
- способствует сохранению контингента детей (посещаемость в соответствии с муниципальным заданием, заболеваемость не выше средней по ДОУ);
- способствует предотвращению травматизма воспитанников в ходе образовательного процесса;
- предотвращает возникновение жалоб, создание конфликтных ситуаций со стороны участников образовательного процесса;
- своевременно проходит курсовую подготовку (1 раз в 5 лет), квалификационные испытания с целью соответствия занимаемой должности (1 раз в 5 лет).
1-я квалификационная категория:
- отвечает требованиям, предъявляемым к педагогу соответствующему занимаемой должности;
- умеет создавать условия для развития каждого воспитанника (ведет дополнительную непосредственно образовательную деятельность: секции, кружки, факультативы и др.);
- имеет опыт и результативность использования одной-двух современных технологий и методик;
- обобщает и распространяет собственный положительный опыт на муниципальном уровне;
- участвует в методической работе (проводит консультации, семинары, мастер-классы, открытые показы и др. на различных уровнях; выступает на педагогических и методических советах; руководит методическим объединением, творческой группой, социально-психологической службой и т.п. в образовательном учреждении; является членом жюри профессиональных конкурсов и др.; осуществляет наставничество);
- привлекает детей к участию в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях и т.д. на муниципальном уровне;
- своевременно проходит аттестацию и курсовую подготовку (1 раз в 5 лет).
Высшая квалификационная категория:
- отвечает требованиям, предъявляемым к педагогу 1-й квалификационной категории;
- Умеет создавать условия для развития каждого воспитанника (руководит любым объединением воспитанников: музеем, клубом, студией, центром и т.д.);
- имеет опыт и результативность разработки и использования собственной методики (технологии);
- обобщает и распространяет собственный положительный опыт на региональном, федеральном, международном уровне;
- привлекает детей к участию в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях и т.д. на региональном, федеральном, международном уровне;
- участвует в методической работе (руководит окружным, районным, городским методическим объединением; является экспертом, рецензентом пособий, сборников и др. официальных изданий различного уровня; руководит педагогической практикой студентов);
- своевременно проходит аттестацию и курсовую подготовку (1 раз в 5 лет).
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
На воспитателя возлагаются следующие функции:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- Воспитание, обучение и развитие детей.
- Сохранение и развитие индивидуальности ребёнка.
- Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательной программой учреждения.
- Содействие в решении социально-воспитательных и социально-коррекционных проблем.
- Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.
- Взаимодействие со специалистами образовательного учреждения в рамках единого образовательного процесса.
3. ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:
- Способствовать:
- созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, внесению необходимых корректив в систему их воспитания;
- созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого воспитанника;
- развитию общения воспитанников, при необходимости – коррекции речевых нарушений.
- совершенствованию жизнедеятельности коллектива воспитанников в соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников;
- решению проблем, возникающих у детей в общении с товарищами, специалистами, родителями (законными представителями);
- организации и проведению общих родительских собраний, консультаций и других мероприятий, проводимых в учреждении.
- Осуществлять:
- тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями Инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях дошкольного учреждения и на детских прогулочных площадках, санитарными правилами и правилами антитеррористической и противопожарной безопасности;
- соблюдение прав и свобод воспитанников;
- деятельность по воспитанию, обучению и оздоровлению детей в образовательном учреждении;
- изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействовать росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей, отражая данные в мониторинге;
- помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствовать обеспечению уровня их подготовки, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям;
- оперативное извещение руководителя учреждения о каждом несчастном случае;
- оказание первичной доврачебной помощи;
- полную обработку группы при карантине, совместно с младшим воспитателем;
- прием детей в группу после болезни и во время карантина по заключению врача, вести лист наблюдений;
- инструктаж детей по правилам безопасного поведения на занятиях, во время прогулки на участке и за пределами территории учреждения, а также во время организации режимных моментов и в свободной самостоятельной деятельности;
- наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм;
- разработку плана (программы) воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников в соответствии с Уставом учреждения, образовательной программой учреждения, программами принятыми и утвержденными педагогическим советом учреждения и годовым планом работы учреждения;
- работу в тесном контакте с другими педагогическими работниками, родителями (законными представителями) воспитанников;
- дополнительное образование воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, и т.д., организуемых в учреждении;
- периодическое обновление содержания информационных стендов, папок-передвижек для родителей (1 раз в квартал);
- оформление группы в соответствии с сезонными изменениями и праздничными датами;
- передачу детей сменному воспитателю (количественный состав, особенности поведения, возникшие проблемы и другое);
- организацию, сопровождение и проведение фронтальных занятий совместно со специалистами учреждения;
- мероприятия по адаптации детей к условиям детского сада;
- подготовку и проведение занятий с детьми в соответствии с тематическим планированием;
- подбор дидактического материала для проведения занятий, индивидуальной работы с воспитанниками, совместной деятельности взрослого и детей;
- индивидуальную работу с детьми по всем направлениям развития (социально-личностному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому, физическому);
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с рекомендациями специалистов учреждения;
- работу по организации и проведению родительских собраний (1 раз в квартал),
- оформление следующей документации:
* календарный план;
* табель посещаемости воспитанников;
* тетрадь протоколов родительских собраний;
* рабочая тетрадь педсоветов, консультаций, семинаров и т.д.;
* тетрадь сведений о родителях;
* тетрадь здоровья;
* тетрадь диагностики детей на начало и конец учебного года;
* тетрадь учета игрового материала.
* тетрадь учета кварцевания.
3.3. Обеспечивать:
- выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей»;
- соблюдение правил и норм охраны труда, антитеррористической и противопожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических требований.
- охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
- безопасность жизнедеятельности детей в помещениях ДОУ и на прогулочной площадке;
- строгое выполнение режима дня и двигательной нагрузки детей;
- совместно с медицинскими работниками сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- соблюдение индивидуальных медицинских рекомендаций для детей (ограничения в рационе питания, в физических нагрузках и т.п.);
- своевременное информирование медицинских работников об изменениях в состоянии здоровья детей;
- информирование родителей о состоянии здоровья детей, о плановых профилактических прививках;
- необходимые условия для реализации воспитательно-образовательной программы;
- подготовку и качественное проведение занятий с детьми согласно утвержденному расписанию;
- уровень подготовки воспитанников, соответствующий федеральным государственным требованиям;
- подготовку группы к началу учебного года в соответствии с требованиями учреждения;
- маркировку мебели;
- сохранность подотчетного имущества, бережное использование пособий и методической литературы;
- чистоту и порядок в групповой комнате и на участке;
3.4. Контролировать:
- умственную, двигательную и зрительную нагрузку детей;
- своевременность внесения родителями платы за содержание ребенка в ДОУ;
- сохранность игрушек и инвентаря в группе, вести их учет;
- посещаемость детей в группе и причины их отсутствия;
- маркировку белья, детской мебели в соответствии с антропометрическими показателями;
3.5. Принимать участие:
- в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы;
- в инновационной, экспериментальной деятельности;
- в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий с воспитанниками, предусмотренных образовательной программой, планом работы учреждения на учебный год;
- в подготовке и проведении детских праздников, развлечений, спортивных мероприятий и др. в соответствии с
утвержденным планом работы учреждения на учебный год;
- в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).
- в разработке и внесении предложений по совершенствованию образовательного процесса;
- в активной пропаганде здорового образа жизни;
- в ремонтных работах дошкольного учреждения;
3.6. Проходить:
- медицинский осмотр по установленному графику;
- аттестацию (1 раз в 5 лет);
- курсы повышения квалификации (не менее 1 раза в 5 лет).
3.7. Координировать деятельность младшего воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса.
3.8. Строго соблюдать санитарную гигиену, чистоту на рабочем месте.
3.9. Нести ответственность за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников в период образовательного процесса.
3.10. Незамедлительно сообщать администрации о всех ЧП, связанных с угрозой жизни и здоровью детей.
3.11. Воспитателю запрещается:
- изменять график сменности;
- оставлять свое рабочее место без предупреждения администрации и детей без присмотра;
- отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, несовершеннолетним детям и посторонним;
- делать необоснованные выводы и заключения для родителей (законных представителей), связанные с вопросами воспитания, развития и психолого-коррекционной работы.
4. ПРАВА
Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Участвовать в управлении учреждения в порядке, определенном Уставом ДОУ, через общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, Совет Учреждения.
4.2. Принимать участие в инновационной деятельности, в методической работе, организуемой на базе ДОУ, ОРЦ, города, а также в смотрах, выставках, конкурсах и т.д. различного уровня.
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.5. Самостоятельно выбирать и использовать методики, технологии, учебные пособия и материалы, соответствующие утвержденным программам.
4.6. Вносить предложения:
- по улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда;
- об участии своей группы в конкретных проектах образовательного цикла;
- по совершенствованию воспитательно-образовательной работы, улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.
4.7. Доводить до сведения администрации сведения обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса,
снижающих жизнедеятельность и работоспособность воспитанников.
4.8. Пользоваться всеми правами, касающимися режима рабочего времени, времени отдыха, отпусков, социального
обеспечения, которые установлены учредительными документами и трудовым законодательством.
4.9. Повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми педагогическими разработками, получать консультативную помощь от заместителя заведующей по УВР и других специалистов учреждения.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Воспитатель несет ответственность:
- за жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;
- за реализацию некачественных или не в полном объеме образовательных программ;
- за не соответствие применяемых средств, форм и методов при организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
- за сохранность одежды детей (аккуратно, бережно относится к ней, не допускает потери одежды или ее порчи);
- за сохранность имущества в группе (игрушки, мебель, пособия и пр.);
- за своевременное прохождение медицинского осмотра;
- за посещаемость детей, ведение табеля посещаемости, выясняя причины непосещения и выявляя возможные методы, способствующие повышению посещаемости..
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения; законных распоряжений заведующего ДОУ и иных локальных нормативных актов; должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в т.ч. за неиспользование предоставленных прав воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном ТК РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
- За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
- За нарушение правил антитеррористической и пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
- За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством РФ.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Воспитатель:
- Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, согласованному и утвержденному заведующим, участвует в обязательных плановых общих мероприятиях ДОУ, на которые не установлены нормы выработки.
- Заменяет временно отсутствующего воспитателя на основании почасовой оплаты и по тарификации
(в зависимости от срока замены); не разрешается меняться сменами без согласования с администрацией.
- Обязан сообщать заведующему, заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе, о невыходе на работу по больничному листу и накануне выхода на работу после болезни или с отпуска.
- Получает от администрации ДОУ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
- Уходя с работы, воспитатель обязан оставлять свое рабочее место (группу) в полном порядке.
- Своевременно передает заместителю заведующего по УВР информацию, полученную на совещаниях и семинарах.
С инструкцией ознакомлен:
_______________________ 20____ год __________________________________(____________________________)
_______________________ 20____ год __________________________________(____________________________)
_______________________ 20____ год __________________________________(____________________________)
_______________________ 20____ год __________________________________(____________________________)
_______________________ 20____ год __________________________________(____________________________)
_______________________ 20____ год __________________________________(____________________________)